Директор телеканала RuMusic Рудольф Кирнос заявил вчера журналистам, что исследование аудитории телеканалов компанией GfK, на основании которых продается телереклама в Украине, недостоверно. По его словам, в Киеве с 2008 года работает посредническая компания, которая предлагает каналам искусственно завысить свой рейтинг. "По нашим данным, в схеме задействованы минимум два достаточно высокопоставленных лица в GfK Ukraine, выдавшие третьим лицам конфиденциальную базу адресов", - отметил Кирнос.
Исследование телеаудитории в Украине проводится в 2,5 тыс. домохозяйств (более 6 тыс. зрителей). Их адреса и имена являются коммерческой тайной, за разглашение которой предусмотрена уголовная ответственность. Все телевизоры в этих домохозяйствах оборудованы специальными приборами - пиплметрами, которые регистрируют просмотр ТВ-программ. На основании этих данных рассчитывается курс медиавалюты - GRP (пункт рейтинга), по которой продается реклама на ТВ.
По данным Кирноса, компания подкупала домохозяйства, участвующие в исследовании, и требовала от них смотреть определенные каналы. В качестве доказательств он предоставил инструкцию, которую заказчики отправляли домохозяйствам. В инструкции за сентябрь 2011 г. содержатся указания на период до января этого года. В категории "смотреть" в документе указаны каналы OTV, "Макси-ТВ", "Меню-ТВ", "Первый автомобильный" и ТВ?. В категории "не смотреть" - отдельные передачи на каналах ТЕТ, "Студия 1+1", "Интер" и СТБ, а также каналы "Тонис", "5 канал", "Первый национальный", "Малятко-ТВ", RuMusic, "Сити" и другие.
В инструкции также сказано, что "просмотр "Нового канала" больше не оплачивается". Аудитория этого канала начала резко падать в середине прошлого года, и ее сокращение продолжается и в этом году. Ирина Лысенко, занимавшая тогда должность гендиректора "Нового канала", опровергла эту информацию. "Я не понимаю, о чем идет речь. Насколько мне известно, ни "Новый", ни любой другой канал StarLightMedia (СТБ, ICTV, М1 и другие) никогда не оплачивал мошеннические схемы", - отметила она.
Кирнос сообщил, что подал заявление в Печерский райотдел милиции с требованием наказать виновных. В МВД вчера не смогли уточнить результаты рассмотрения заявления, но, по словам Рудольфа Кирноса, уголовное дело по его обращению пока не возбуждено. Название компании он сообщить отказался.
В GfK сообщили, что в компанию уже обращались представители МВД. "Сейчас мы разбираемся с этой ситуацией. Если действительно была утечка конфиденциальной информации, мы должны обнаружить ее источник", - отметила руководитель медиадепартамента GfK Ukraine Ольга Росманова. Она подчеркнула, что результатами исследований часто бывают недовольны отдельные вещатели, но компания всегда отвечает на их запросы.Участники рынка отказываются от официальных комментариев. Но в неофициальных беседах менеджеры телеканалов говорят, что ситуация беспокоит вещателей.
В этом году объем рынка телерекламы составит 3,8 млрд грн. А доход GfK Ukraine от предоставления данных об аудитории телеканалов оценивается экспертами более чем в 2 млн долл. в год.