Мы сделали все, что требовалось от Национального банка, стопроцентно выполнили все условия меморандума, который подписали. Но есть проблема, проблема в одном вопросе - это газовые договоренности, это внутренние цены на газ, и когда этот вопрос будет решен, я думаю, что мы вернемся к разговору с МВФ. Нам очень важно получить транш, и не потому, что нам не хватает денег, у нас достаточно высокие валютные резервы, но для инвесторов очень важно иметь маяк, что МВФ работает в этой стране. Поэтому я уверен, что мы найдем понимание и вернемся к этой теме", - заявил глава НБУ.

Вместе с этим Арбузов объяснил, что НБУ не тратит деньги МВФ, а поддерживает за счет этих средств платежный баланс.

"Хочу объяснить, что деньги МВФ мы не тратим - эти деньги нам нужны, чтобы поддерживать платежный баланс. И когда платежный баланс является профицитным, то Нацбанк выкупает лишние деньги и возвращает кредиты МВФ. И я хочу сказать, что отдавать эти заимствования будем мы, а не наши дети. Обеспокоенность граждан надо объяснить, поэтому мы делаем все, чтобы сбалансировать платежный баланс", - сказал Арбузов.

Также глава НБУ объяснил ситуацию в резервах Нацбанка. По его словам, Национальный банк использует свои резервы в общем объеме межбанковского расчета не более чем на 9% - этот показатель говорит об очень осторожное вмешательства НБУ на валютный рынок. Арбузов отметил, что сегодняшний объем золотовалютных резервов говорит о том, что НБУ и в дальнейшем может обеспечивать курсовую стабильность гривны.

"Резервы для того, чтобы регулировать спрос и предложение на валютном рынке. Мы вмешиваемся в ситуацию, когда есть большие колебания. Хочу вам сказать, что Национальный банк использует свои резервы в общем объеме межбанковского расчета не более чем на 9%, поэтому этот показатель говорит о том, что мы достаточно осторожно относимся к вмешательства. Я считаю, что сегодняшний объем резервов говорит о том, что у нас есть возможность поддерживать и дальше курсовую стабильность национальной валюты", - заявил Арбузов.

"Около 50% резервов - это доллары США, общее количество - ценные бумаги и другая валюта. Мы не имеем остатков нашей валюты в тех странах где есть кризис. Сегодня мы очень тщательно следим за этими показателями, и я хочу заверить, что угрозы для золотовалютных резервов страны нет", - добавил глава НБУ.

Арбузов также затронул вопрос перехода в расчете с Россией на рубли. Глава НБУ видит экономическую привлекательность такого шага, ведь это позволит сэкономить золотовалютные резервы страны.

"Это вопрос заполитизирован, хотя я вижу экономическую привлекательность для страны в том, что мы имеем с Россией товарооборот примерно около 50 млрд долл., и рассчитываемся не национальной валютой, а валютой третьей страны. Поэтому, если мы перейдем на расчет хотя бы на 10% это не добавит никаких рисков, а для наших товаропроизводителей даст возможность выбирать какой валютой платить. Мы же не говорим, что мы отказываемся от оплаты в долларах США, мы даем возможность выбирать. Сегодня страна имеет запас, потенциал содержание рублей России, порядка на 4 - 5 млрд долл. Но через то, что нет спроса, рубль не является привлекательной валютой для нашего рынка. Когда мы перешли на оплату на рубль мы создали спрос. Я думаю сейчас пойдут предложения и мы будем покупать за гривню эти рубли, платить за энергоносители, за импорт, будем платить в рублях и золотовалютные резервы не будут уменьшаться", - заявил Арбузов.

Отметим, ранее Арбузов заявил, что переход на уплату за газ в рублях сохранит Украине 8 млрд долл. в золотовалютном резерве Украины.

Также глава НБУ отмечал, что Украина в 2012 г. сделает российский рубль резервной валютой. "Когда мы переведем рубли в первую категорию, они станут нашей резервной валютой. Я думаю, что это будет в следующем году", - говорил Арбузов.

Напомним, золотовалютные резервы в ноябре 2011 г. составили 32 млрд 408,22 млн долл. Таким образом, резервы сократились на 1 млрд 175,44 млн долл. (5,1%), по сравнению с 34 млрд 162,66 млн долл. Это минимальный уровень ЗВР с июля 2010 г., когда резервы составили 30 млрд 875,73 млн долл.

Сокращение произошло в основном за счет уменьшения объема резервов в иностранной валюте на 1 млрд 644,92 млн долл. - до 30 млрд 847,69 млн долл. Также снизился объем СДР (специальных прав заимствования МВФ) - с 111,45 млн долл. до 18,1 млн долл.и золота - на 16,17 млн долл., до 1 млрд 542,4 млн. долл.

Следует добавить, что Украина могла получить очередной транш кредита МВФ в конце октября. 25 октября с.г. миссия МВФ прибыла в Украину и приступила к изучению выполнения ранее согласованной программы сотрудничества. В сентябре глава представительства МВФ в Украине Макс Альер огласил перечень требований, выполнение которых необходимо для получения Украиной нового транша. Среди них - проведение пенсионной реформы, коррекция тарифов на газ для населения и теплокоммунэнерго, поиск средств для покрытия дефицита НАК "Нафтогаз Украины". Еще одним условием фонда, выполненным еще в июне, была отмена обязательного выкупа Нацбанком облигаций в капитале банков.

Однако двухнедельные переговоры миссии МВФ с украинскими властями не увенчались договоренностью о возобновлении финансовой помощи стране. Стороны смогли только договориться о корректировке программы сотрудничества на 2012 г., и обещали вернуться за стол переговоров после пересмотра газовых соглашений с РФ.

Напомним, ключевой кредитор Украины в июле 2010 г. одобрил программу сотрудничества stand-by на общую сумму более 15,5 млрд долл. и в 2011 году был готов ежеквартально выделять Киеву по 1,5 млрд долл. для поддержки реформ.

Сразу после одобрения программы сотрудничества Украина получила первый транш в размере 1 млрд 890 млн долл. Решение о выделении второго транша в размере 1 млрд 500 млн долл. совет директоров МВФ принял 22 декабря 2010 г.

Однако с начала 2011 г. стране не удалось получить ни одного из запланированных траншей из-за невыполнения взятых в рамках программы обязательств. В частности, пенсионная реформа, направленная на сокращение дефицита государственного Пенсионного фонда, стартовала с 1 ноября вместо обещанного начала года. А дата обещанного повышения тарифов на газ для населения для сокращения дефицита госхолдинга "Нафтогаз" вообще не определена. Финансовое положение "Нафтогаза" ухудшается из-за продажи газа коммунальной теплоэнергетике и населению по ценам ниже рыночных.

РБК-Украина