Насущными проблемами перед НБУ также становится использование заполитизированных правительственных макроэкономических прогнозов при разработке денежно-кредитной политики (нарушение операционной независимости НБУ).

Отметим, в январском обзоре НБУ о денежно-кредитном рынке Украины говорилось, что объем монетарной базы в декабре 2010 г. увеличился на 4,6% (с начала года увеличение составило 15,8%) - до 225,7 млрд грн. Объем операций по продаже государственных облигаций Украины из портфеля НБУ в декабре 2010 г. составил 2,1 млрд грн по номинальной стоимости (с начала года объем таких операций составил 7,4 млрд грн).

Также в декабре 2010 г. НБУ приобрел государственных облигаций (по номинальной стоимости) на общую сумму почти 1 млрд грн (из которых 558,4 млн грн - во исполнение статьи 2 Закона Украины "О первоочередных мерах по предотвращению негативных последствий финансового кризиса и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины"). С начала года объем операций по приобретению государственных облигаций составил 27,6 млрд грн, из которых 19,2 млрд грн - с целью регулирования ликвидности и 8,4 млрд грн - на выполнение статьи 2 Закона Украины "О первоочередных мерах по предотвращению негативных последствий финансового кризиса и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины ").

Как сообщалось, НБУ в 2011 г. (как и в 2010 г.) не сможет самостоятельно определять ориентиры денежно-кредитной политики, поскольку все показатели денежных агрегатов в нашей стране утверждаются исключительно МВФ, а НБУ только выполняет его требования.

Стоит также отметить, что 23 ноября 2010 г. И.Шумило заявлял, что у Украины нет необходимости разрабатывать отдельную стратегию для выхода из банковского кризиса. В частности, по словам И.Шумило, это проблема всего финансового сектора. Он добавил, что одной из основных проблем является то, что очень много рычагов влияния у правительства, например, в налоговой сфере. "Что является сильной стороной НБУ? Это его достаточно высокая по сравнению с другими регуляторами политическая, финансовая и операционная независимость", - заявил И.Шумило. Слабой стороной, по его словам, есть то, что банк пока не имеет возможности «быть непосредственно ответственным за все».

Напомним, в апреле 2010 г., согласно рекомендациям МВФ к "Закону о НБУ" , правительство внесло изменения и усилило независимость НБУ. В частности, правительство внесло изменения: определение ценовой стабильности как основной цели НБУ, финансовой стабильности как второстепенной цели; реформирования Совета НБУ в надзорный орган, в состав которого входят люди, отвечающие строгим и одинаковым критериям, исключая конфликт интересов; сокращение Правления и фокусировки его работы на ключевых решениях проведения политики, обеспечение основы автономности принятия решений о проведении политики и операционной деятельности, включая большую прозрачность и подотчетность.

РБК-Украина