Согласно договоренностям этого соглашения предусматривается совместная работа по уточнении реальных запасов армянского урана, а также о его добыче и дальнейшей переработке.


Не успели стороны заявить о сделке, как тут же азербайджанские эксперты, а также ряд международных организаций, в частности, Nuclear Threat Initiative - NTI, стали заявлять, что в Армении нет урановых месторождений. Следом посыпались обвинения о грядущих экологических проблемах в регионе. Синдром "озабоченности" связан еще с тем, что в урановом проекте участвует именно российская сторона, а не какая-то иная. А между тем участие российской стороны обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, по сравнению с другими странами у Армении с Россией самые активные партнерские отношения. Во-вторых, Россия является приемником СССР, и все материалы исследования урановых месторождений и запасов хранятся у них, кроме того на Армянской атомной станции действует технологический цикл, используемый в России и сотрудничество с российской стороной решает дальнейший вопрос переработки ядерных отходов.

Причина нападок проста: руководство Азербайджана год за годом старалось навязать мировой общественности мнение об исключительной роли их страны в деле обеспечения мирового сообщества энергоносителями. Якобы, как минимум для  Европы, залежи азербайджанской нефти и газа просто панацея. Одновременно правительством  рекламируются «особые» возможности Азербайджана в регионе.

Из-за позиции в урегулировании Нагорно-Карабахского конфликта, Азербайджан  преднамеренно не вовлекает Армению в осуществлении региональных программ в проекты транспортировки энергоносителей, изолируя её таким образом. Следует отметить, что эта блокада со стороны Азербайджана действует с 1988 года, а с 1993 года к блокаде Армении подключилась и Турция.

Что касается вопроса, существуют ли в стране запасы урана, то можно сказать с уверенностью, что у Армении они есть. По предварительным оценкам, запасы составляют 50 тыс. тонн, однако реальные показатели запасов могут колебаться в промежутке 25-100 тысяч тонн. Вопрос заключается только в том, что необходимо уточнить их реальные объемы: предварительные оценки проводились еще в 70-е годы прошлого столетия, на момент существования Советского Союза, когда методы оценки и добычи были совсем иными. Но в то же самое время, когда были обнаружены запасы в Армении - более крупные запасы урана были обнаружены и в Казахстане. В то время власти СССР приняли решение, что целесообразнее эксплуатировать месторождения в Казахстане, а не в Армении.

Предложение относительно эксплуатации месторождений урана поступило уже от российской стороны в лице "Росатома". Визит главы "Росатома" Сергея Кириенко в Ереван, был обусловлен необходимостью подписания соответствующего документа о сотрудничестве, согласование программы действий, которой в частности предусматривается уточнение реальных запасов, разработка плана мероприятий по добыче, а уже в дальнейшем сам процесс добычи. Армения и Россия намерены придерживаться всех международных норм в этой отрасли, в том числе и принятых МАГАТЭ, в этой связи в данном вопросе нет ничего, что могло бы вызвать беспокойство мировой общественности.

Прозвучавшее в ряде азербайджанских СМИ мнение, что использование урановых месторождений может повлечь за собой серьезные последствия, в частности экологические, а также, что уран может быть использован в производстве ядерного оружия, беспочвенны: у Армении нет намерения, обогащать уран на месте – по этому вопросу намечается сотрудничество с Международным центром по обогащению урана, который будет построен в Казахстане.
Обогащенный уран можно будет использовать для собственных нужд, как топливо для Армянской АЭС, а также экспортировать в другие страны. Таким образом, Армения станет страной, имеющей полный цикл эксплуатации урановых месторождений: добыча - обогащение - использование урана, потеснив таким образом соседний Азербайджан в сфере снабжения энергоресурсами страны ЕС. Соответственно, при этом его годами создаваемый имидж незаменимого для Европы поставщика нефти и газа будет разрушен, чем и вызвана негативная реакция проазербайджанских СМИ.

Разработка урановых месторождений - это перспективное направление для любой страны, которое является серьёзным импульсом для дальнейшего развития государства, и не использовать эту возможность в угоду чьим-то амбициям - абсурдно. Поскольку никто не может представить веских, аргументированных доводов, нет причин для запрета эксплуатации урановых месторождений. Заявления Азербайджанской стороны равносильно тому, как если бы Армения выдвинула протест против добычи нефти в соседней стране, заявляя, что Азербайджан тем самым загрязняет окружающую среду: необходимо осознавать, что разработка того или иного месторождения сугубо внутреннее дело каждой страны.

Марат Акопян